Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

12.05.2022

Согласно оценкам Минэконом-развития РФ, в 2021 году ВВП вырос на 4,6 % и полностью компенсировал снижение на 2,7 % в 2020‑м. Промышленное производство прибавило 5,3 % (в 2020‑м было падение на 2,1 %). Объем строительных работ увеличился на 6 % (годом ранее — только на 0,7 %). Машиностроительный комплекс улучшил показатели на 9,7 %. Производство прицепов и полуприцепов показало +13,8 %. Поддержала внутренний спрос положительная динамика кредитования: только в декабре 2021 года к декабрю 2020 года она достигла 16,2 %.

Среди основных тенденций рынка новых автобусов отметим главные. Часть отечественных предприятий обновила модельный ряд. В частности, Павловский автобусный завод исключил из продуктовой линейки «Векторы» серий 3203 и 3204. Их место заняли Vector Next с объемом продаж в количестве 1496 ед. Завод подготовился к снятию с производства массовой недорогой модели ПАЗ-3205 с двигателями V8 Заволжского моторного завода. Бензиновые и битопливные версии теперь остаются в прошлом. Вместо них в торговую сеть будут поступать «пазики» с дизелями ЯМЗ-534.

Вторая тенденция минувшего года — увеличение спроса на пассажирские машины особо большого класса. Так, Ликинский автобусный завод нарастил выпуск сочлененных 18‑метровых городских лайнеров ЛиАЗ-6213 до 441 ед. вместо 235 годом ранее (здесь и далее использованы данные АА «Автостат»). Проходят испытания сочлененные электробусы КАМАЗ-6292 и eCityMax 18.

Бессменным лидером остался Павловский автобусный завод, поднявший продажи на 1254 ед., или на 19,8 %. Как следствие — рыночная доля поднялась с 48,3 % в 2020 году до 55,7 % в 2021‑м. На третьем месте за ЛиАЗом обосновался Нефтекамский автомобильный завод. За год сбыт вырос всего на 80 ед., или на 5,2 %, и рыночная доля практически осталась без изменений, если не брать во внимание рост на 0,2 %. Зато у НефАЗа хорошие перспективы, в том числе благодаря поставкам электробусов в российскую столицу (в 2021 г. — 193 ед.).

04_img_20210831_090450.jpg

Занявший четвертое место Минский автозавод улучшал выручку за счет продаж среднеразмерного МАЗ-206, которых продано 215 ед. — почти вдвое больше, чем годом ранее (110 ед.). Крупнейшими заказчиками выступили мэрии Москвы (130 ед.) и Санкт-Петербурга (50 ед.). Прибыль в кассу принес и низкопольный городской МАЗ-103, который в 2021 году значился кандидатом на снятие с производства. Однако старого доброго трудягу в минувшем сезоне возжелали приобрести муниципалитеты Брянска и Ижевска, а также руководство Красноярского края, Мурманской и Свердловской областей. В отличие от российских «гармошек», белорусские в виде МАЗ-215, что называется, не зашли. Оставляли желать лучшего отгрузки междугороднего МАЗ-231 и городского МАЗ-203.

Пятый по массовости сбыта новых автобусов — Yutong. В 2021 году их продано на 74 ед. больше (+27 %), что позволило отвоевать у конкурентов 0,5 % и поднять рыночную долю до 2,6 %. Странно не видеть в таблице бренд Golden Dragon, но никакой тайны в этом нет: в декабре 2020 года истек срок действия ОТТС, а поскольку его не продлили, никаких официальных продаж и не было.

Snimok-ekrana-2022-04-26-v-14.47.06.jpg

В целом бренды первой десятки за 12 месяцев сбыта прошлого года прибавили 594 ед., что соответствует динамике в 4,7 %. Лайнеров за пределами топ-10 по отношению к 2020 году продано меньше на 108 ед. (–17,2 %). В сухом остатке марочный состав, как отмечалось ранее, показал рост на 486 ед. (+3,7 %).