15.09.2022
Становление гражданской авиации в Советском Союзе поставило перед конструкторами и инженерами новую задачу - создать специальный аэродромный тягач. На начальном этапе аэродромные службы задействовали тягачи модели МАЗ-535, но габаритный 8-колесный грузовой автомобиль оказался слишком высоким и неповоротливым. Из-за этого возникали трудности во время транспортировки самолета.
В 1956 году начали работать над созданием нового проекта аэродромного тягача. Тогда работу поручили конструкторам Минского автомобильного завода. Главным требованием считалась высота транспортного средства. Кроме того, он должен был буксировать самолеты массой до 85 тонн. Конструкторам завода удалось создать тягач модели МАЗ-541, высота которого составляла 2,8 метра. Это позволило применять в работе короткие буксировочные штанги и подводить тягач прямо к передней стойке самолета. В результате снижался риск повреждения техники во время транспортировки.
Кроме того, модель МАЗ-541 могла продемонстрировать оригинальные конструкторские решения. В конструкции использовалось 2 рабочих места оператора тягача, которые были расположены диагонально. Данное решение полностью оправдывало себя во время движения техники задним ходом. Водителю не нужно было контролировать обстановку по зеркалам заднего вида - он просто пересаживался на другое кресло и подъезжал к технике.
В оснащении тягача предусматривался мотор Д-12А, который работал на дизельном топливе. Его объем составлял 38,8 литра, а производительность 500 л.с. За один час такая техника была способна потреблять почти 50 литров топлива. В общей сложности Министерство авиационной промышленности получило 3 тягача, которые эксплуатировались до конца 1970 годов. Остальные запланированные 10 маши н так и не были собраны.
МАЗ-541 - тягач, который эксплуатировался для перевозки самолетов. Это был самый большой седан в СССР, который весил 28 тонн.
Источник: car.ru